Отношение гаршина к лягушке


Скачать файл

Урок литературного чтения 4 класс.

Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Цели:

Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.

Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.

Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.

Основной тезаурус урока:

герой, характеристика героя;

авторская литературная сказка;

тема и главная мысль сказки; интонация произведения.

Тип урока. открытие новых знаний.

Метод: проблемно-исследовательский.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” Л.А.Ефросинина.

Рабочая тетрадь №1( 4 класс).

Планируемые результаты и формирование УУД.

Личностные. Обучающиеся научатся осознавать и определять свои эмоции;

ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Метапредметные. Обучающиеся будут стремиться адекватно оценивать результаты своей деятельности, активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения, извлекать и перерабатывать информацию, пользоваться словарями, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.

Предметные. Обучающиеся обогатят словарный запас, осознанно, правильно, выразительно будут читать вслух; самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверьте глазами все ли готово у вас к уроку.

— На каждом уроке вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям и у нас обязательно все получится.

2. Постановка цели и задач урока.

— Составление кластера по произведениям В.М.Гаршина. (Моделирование обложек, определение, названий, тем)

— Чем для нас интересны произведения этого писателя?

(В его произведениях, герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод)

— назовите произведение В.М.Гаршина, с которым вы познакомились дома. («Лягушка – путешественница)

— Определите жанр и тему произведения? ( литературная сказка о животных, анималистическая)

— В произведении Гаршин «зашифровал» свое видение на мир, отношение к герою, а мы- читатели, постараемся воспринять и понять этот мир.

— какие задачи будем решать при исследовании текста?

( увидеть: героя, его поступки и их мотив, отношение автора к герою)

— как вы предлагаете поработать?

(высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, учитывать мнение одноклассников, работать парами, оценить свою работу на уроке)

3. Актуализация знаний.

— Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?

4. Основной этап урока.

Беседа по произведению.

  • — Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?

— Для ответа на этот вопрос, давайте ещё раз перечитаем первые четыре абзаца и найдём слова и выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. (По ходу чтения работаем карандашом)

(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается.)

— Докажите словами автора.

НАСЛАЖДАЛАСЬ КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ ВОСХИТИТЕЛЬНО

ПРИЯТНО НЕЖИЛАСЬ ПРИШЛА В ВОСТОРГ

— Вывод: ( именно эти выражения характеризуют доброжелательное отношение к героине).

  • Характеристика лягушки.

Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки. Какой была лягушка?

Какие черты характера проявляет героиня?

УМНАЯ ГЛУПАЯ отношение гаршина к лягушке НАХОДЧИВАЯ

ХВАСТЛИВАЯ ЗАСТЕНЧИВАЯ СКРОМНАЯ

БОЛТЛИВАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ

Работа в парах.

Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была:

1 пара "осторожная"

2 пара "изобретательная"

3 пара "смелая"

Вывод: (за эти качества: осторожность, любознательность, находчивость, смелость — лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.)

— Ребята, а какое у вас навеяло сейчас настроение во время нашей работ?

(словарик настроений: веселое, шутливое, сосредоточенное, сказочное)

Музыкальная физкультминутка (исполнение песенки)

Однажды в осеннюю пору

Утки летели на юг.

Устали, решили всей стаей

На озере отдохнуть.

Жила –была в нем лягушка.

Ловила мошек квакушка.

Любила прыгать, скакать.

Под мелким дождем отдыхать.

Утки летели на юг.

С ними летел новый друг.

Им была наша лягушка

Хвастливая квакушка.

  • Выделение главной мысли произведения.

Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.

Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.

– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).

– Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки. Какая она?(Хвастливая)

— Какой порок помешал ей довести до конца хорошо начатое дело, сбыться её мечте? (хвастовство)

– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине?

(да изменилось он говорит о лягушке с иронией, когда описывает её полета)

У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.

Постарайтесь их найти во время чтения. Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».

ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ

БЕДНАЯ СПУТНИЦА

ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ

БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ.

— За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)

Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).

  • Определение проблемы произведения.

— Какая проблема лежит в основе сказки? (проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница)

— Прочитайте выписанные черты характера лягушки.

— Разделите названные качества на положительные и отрицательные.

— Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость,любознательность.

  • Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?

(образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых)

— Итак вернемся к началу урока, какое видение на мир «зашифровал» автор.

( порок хвастовства, нескоромности).

— Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство — несчастье человека.

— Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит?

(он решил только проучить её за хвастовство).

— Автор не негодует, не читает нравоучений, он уверяет своего читателя, т.е. нас, что эти черты истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием.

— Как Вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками?

( автор с иронией осуждает людей, у которых есть такая черта характера. Говорит о людях умных, но хвастливых. )

5. Проверка понимания прочитанного

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

ЛЯГУШКА

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

УМНАЯ, ХВАСТЛИВАЯ

Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?)

ДУМАЛА, ЛЕТЕЛА, ХВАСТАЛАСЬ

Предложение по теме.

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…

Синоним из одного слова по теме

ХВАСТОВСТВО

— Выразительное чтение. (озвучка фрагмента мультфильма)

6. Рефлексия. Хочется послушать ваше собственное мнение.

— какой совет вы дали бы нашей героине?

Информационные сообщения знатоков.

1. Сказка "Лягушка-путешественница" создана на сюжетной основе рассказа своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками два гуся. Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М.Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись "от реплики" падает и разбивается.

2. Меня удивил ещё один факт. Лягушки — своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров

Закончите фразы.

Я сегодня на уроке узнал _____________________

Самым интересным на уроке было ________________________

— где вы можете применить полученные знания?

(в общении с одноклассниками, друзьями нужно быть воспитанными, не зазнаваться, не хвастаться, всегда доводить дело до конца, верить в себя, добиваться успехов).

7. Домашнее задание.

Выполнить задание у тетради с. 56. Найти сведения о веслоногих лягушках.

8. Итог урока. Оценивание.

Листок настроения

беспокойство за судьбу лягушки: так как она рисковала жизнью ради похвалы; сожаление, что лягушка не долетела до юга;

страх за жизнь лягушки;

восхищение её находчивостью и умом;

чувство веселья: рассмешило, что лягушка по настоящему думала, что она долетит до юга;

облегчение: всё закончилось благополучно, лягушка осталось живой; сопереживание: потому что слишком много риска в поступках лягушки)

Характеристика лягушки

УМНАЯ ГЛУПАЯ НАХОДЧИВАЯ

ХВАСТЛИВАЯ ЗАСТЕНЧИВАЯ СКРОМНАЯ

БОЛТЛИВАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ

1 пара "осторожная"

( 1 группа. Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?)

Предложение по теме.

Синоним из одного слова по теме

Листок настроения

беспокойство за судьбу лягушки: так как она рисковала жизнью ради похвалы; сожаление, что лягушка не долетела до юга;

страх за жизнь лягушки;

восхищение её находчивостью и умом;

чувство веселья: рассмешило, что лягушка по настоящему думала, что она долетит до юга;

облегчение: всё закончилось благополучно, лягушка осталось живой; сопереживание: потому что слишком много риска в поступках лягушки)

2 пара "изобретательная"

2 группа. Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?)

Предложение по теме.

Синоним из одного слова по теме

Листок настроения

беспокойство за судьбу лягушки: так как она рисковала жизнью ради похвалы; сожаление, что лягушка не долетела до юга;

страх за жизнь лягушки;

восхищение её находчивостью и умом;

чувство веселья: рассмешило, что лягушка по настоящему думала, что она долетит до юга;

облегчение: всё закончилось благополучно, лягушка осталось живой; сопереживание: потому что слишком много риска в поступках лягушки)

3 пара "смелая"

3 группа. Лягушка и смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".)

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?)

Предложение по теме.

Синоним из одного слова по теме

УМНАЯ

ГЛУПАЯ

ХВАСТЛИВАЯ

ЗАСТЕНЧИВАЯ

любознательная

изобретательная

Однажды в осеннюю пору

Утки летели на юг.

Устали, решили всей стаей

На озере отдохнуть.

Жила –была в нем лягушка.

Ловила мошек квакушка.

Любила прыгать, скакать.

Под мелким дождем отдыхать.

Утки летели на юг.

С ними летел новый друг.

Им была наша лягушка

Хвастливая квакушка.

В.М.Гаршин


Источник: http://evostudy.ru/ljagushka-puteshestvennica-garshin/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Всеволод Гаршин, сказка "Лягушка-путешественница краткое содержание Видеть во сне свои зубы желтые


Отношение гаршина к лягушке Урок литературного чтения в 3 классе. Образ героя животного. - Маам. ру
Отношение гаршина к лягушке Конспект урока по литературному чтению " В.М.Гаршин "Лягушка
Отношение гаршина к лягушке Ответы Какое качество главной героини высмеивается в сказке
Отношение гаршина к лягушке Quot; Лягушка -путешественница" Гаршин - литература, уроки
Отношение гаршина к лягушке Quot; Лягушка -путешественница" Гаршин Эволюция в учёбе
Отношение гаршина к лягушке Отзыв о сказке В.Гаршина «Лягушка-путешественница»
Отношение гаршина к лягушке Урок литературного чтения в 3-м классе. В.М. Гаршин
Отношение гаршина к лягушке Quot;ГУАНЧЖОУСКАЯ КОМПАНИЯ ОДЕЖДЫ "ЛИДИША " - г. Самара
Альгинатная маска: принцип действия, применение, отзывы Вкратце. Тушевка волос при выполнении короткой стрижки Дрожин Виктор Иванович. Валеркин остров Как нарисовать собак простым карандашом? Медицинские приборы Банки для вакуумного массажа Отзывы Мишки Me to you - Открытки для любимых и о Портит ли тональный крем кожу?